От «Хрустального» до новых Папиных Дочек
холма", а также много других проектов, которые вы наверняка видели на экранах.
Эксклюзивно для GL Сергей рассказал, как изменилась индустрия за последние годы, чем сегодня живёт зритель, как продюсер находит баланс между творчеством и бизнесом и почему успех непредсказуем даже если у вас есть гениальная идея.
Согласны ли вы с тем, что контента в мире стало намного больше? И приходится ли кинокомпаниям из-за этого создавать всё больше продукции во все более короткие сроки?
Контента стало больше — это факт. За последние 25 лет принципиально изменилась модель его создания. Раньше кино было отдельной, сложной технологией с химическими процессами, специальным оборудованием. С появлением цифровых технологий и глобальной доступности инструментов появилось много качественного пользовательского контента. Границы между профессиональным и любительским контентом стерлись, а количество вовлечённых в создание аудиовизуального материала людей выросло в разы.
Форматы сильно дифференцировались, изменилось и потребление — раньше, чтобы посмотреть кино, надо было идти в кинотеатр, теперь всё доступно дома. Из-за конкуренции за внимание зрителя производителям приходится работать быстрее. Но это не всегда означает, что нужно выпускать больше — рынок платного контента ограничен, и не всё купят. Поэтому речь скорее о поиске новых форм, жанров, способов продвижения и доставки.
Кино и сериалы — это про творчество или про индустрию?
Всегда и то, и другое. Творчество — это когда ты не делаешь то, что можешь не делать, и делаешь только то, чего не делать не можешь. Я говорю про внутренние порывы, разумеется.
Но в профессиональной среде важно находить баланс между идеей и экономикой. Продюсер должен учитывать аудиторию, форму подачи, уникальность замысла и производственные реалии. Индустрия не стоит на месте: появляются новые технологии, меняется язык повествования, иногда взрывным образом. Если перевес в сторону одного — теряется либо индустриальность, либо творческая составляющая, и это почти всегда заканчивается провалом.
Допустим, какой-нибудь автор пришел к вам с гениальной идеей. Можете ли вы сразу понять, будет ли она уметь коммерческий успех или нет?
Единого рецепта нет.
Вообще, хорошая идея — это только начало, и 99.9% гениальных идей не реализуются, застревая на уровне обсуждения.
Успех непредсказуем: бывают и провалы, и неожиданные успехи. Успех может быть как запланированным, так и случайным — иногда проект, на который не делали больших ставок, становится хитом и наоборот.
А бывает, например, что проект не окупился в прокате, но кинокомпании удалось заработать на цифровых или телевизионных правах.
Как изменился зритель в России? Что он хочет смотреть сейчас?
Есть глобальная тенденция — падение посещаемости кинотеатров и вытеснение авторского кино с больших экранов. В кинотеатры зритель идёт за масштабным развлечением. Онлайн-платформы же пытались отстраиваться от ТВ, предлагать более смелые проекты. Сейчас из-за экономических и законодательных ограничений происходит сближение с телевидением.
Телевизионный зритель в основном ищет лёгкий, расслабляющий контент — отсюда популярность комедий. Но делать только комедии нельзя. Каждая платформа или канал формируют свой портрет аудитории. Онлайн-платформы гибче, у них важна система рекомендаций и удержание зрителя на проекте.
Изменилось ли отношение к российскому кино и сериалам после 2022 года, когда смотреть контент на иностранных площадках стало сложнее?
Сдвиг произошёл ещё до 2022 года, по мере роста качества. Люди хотят смотреть про себя, и если технически контент сравним с иностранным, он находит зрителя. Проблема была в объёме — раньше российского кино выпускалось меньше. Уход западных фильмов быстро заместить невозможно: цикл производства — 2−3 года. Любители западных платформ всё равно находят способ смотреть этот контент, так что замещения в прямом смысле не произошло: наши и зарубежные площадки — это скорее параллельные вселенные.
Ваш любимый фильм?
Одного нет, но есть топ-4: Король говорит, Пули над Бродвеем, Летят журавли, Осенняя соната. Предпочтения меняются с возрастом, в разные периоды откликаются разные темы.
Есть ли книги, которые изменили вашу жизнь и которые вы советуете прочитать?
В детстве много читал, сейчас сложнее находить время. Вообще, я считаю, что литературу надо выбирать по возрасту. Во многих детях на всю жизнь убивают любовь к чтению, заставляя их изучать произведения, которые для них непонятны. Например, Толстого я оценил только во взрослом возрасте. Так и наоборот, бывало, разочаровывался, когда уже будучи взрослым пытался перечитать что-то, что сильно впечатляло меня, когда я был подростком.
Из последнего мне больше всего запомнился «Гарри Поттер». Я читал его детям — очень кинематографично написано, что интересно и как читателю, и как человеку из кино. Иногда фильмы приводят к книгам, как было у меня с «Дюной». Литература требует большего погружения и работы воображения, чем кино, но это всегда стоит того.
значимых проектов. В его портфолио — возвращение культового ситкома «Папины дочки. Новые», психологический триллер «Хрустальный», фантастический сериал «Два
Сергей Маевский — российский кинопродюсер, стоящий за целым рядом
Сергей Маевский — российский кинопродюсер, стоящий за целым рядом значимых проектов. В его портфолио — возвращение культового ситкома «Папины дочки. Новые», психологический триллер «Хрустальный», фантастический сериал «Два
Сергей Маевский о настоящем и будущем российского кино, современных зрителях и реализации творческих идей